Вечный "Ноль" / Eien no Zero / The Eternal Zero, 2013

Производство: Япония, 2013 год
Тип: полнометражный, 144 мин.
Жанр: военная драма
Режиссер: Ямазаки Такаси
В ролях: Окада Джуничи - Миябе Кузо, Миура Харума - Саеки Кентаро, Хамада Гаку - Изаки, Арай Хирофуми - Кагеура, Сометани Шота - Оиши, Иноэ Мао - Мияби Мацуно, Фукииси Казуэ - Саэки Кейко, Уэда Тацуя - Кояма, Фурукава Юки и др.
Жизнь или служение гос-ву, своей родине? почему эти два понятия должны противопоставляться? но в те времена стремление выжить в разрез идеологии империи считалось трусостью, на человека косо смотрели, когда он говорил вполне простые и приземленные вещи - да я хочу выжить и вернуться домой... но почему это должно было восприниматься как нечто странное? почему японская идеология войны непременно должна быть несовместимой с жизнью? вы все должны отдать жизнь за Империю, за Родину... а что в понимании этих людей значит Родина? разве не элементарно - дом, семья, поле, где можно работать... это и есть родина человека, там где ему хорошо, там где его воспоминания прошлого и будущего, ради этого он не только может отдать жизнь, но и выжить! любой ценой... материалистично, мелко... Проявление личности и индивидуализма настолько неприемлемо в этом коллективном сознании, что человек говорящий такие простые слова воспринимается с ужасом... взгляд молодых парней, которые твердо решили умереть за Империю надо видеть, это взгляд глубокого шока, что есть человек, которому жизнь важней. Как же так... а где же смелость, верное служение Великой Империи?
читать дальшеУ человека, у которого есть куда возвращаться и что защищать, нет права бездумно отдавать жизнь - об этом твердит Миябе своим ученикам... но ученики - молодые парни, вчерашние студенты, их прет от осознания того, что они могут служить родине и погибнуть во имя родины... промывка мозгов? как презрительно усмехнется ухоженный юнец из 20го века? нет, просто идеализм и жажда приключений... многие из юнцов не осознанно готовы жертвовать своей жизнью, кто то видит в этом свою задачу и не видит будущего во вне... это общество, как любое общество, причем коллективного характера, где индивидуальность должна отсутствовать напрочь... но как же страшен миг понимания, что он теряет в момент когда секундная стрелка начинает отсчитывать последнее мгновение жизни и последующего небытия... страшно то последнее отчаянное понимание… страшно и отчаяние ребят, которые не понимают, почему их инструктор не пускает их в бой… страшен гнев молодого юнца на инструктора, он готов на все, чтобы сделать своего наставника, он вызывает его на бой, чтобы доказать себе, что Миябе трус, в момент проигрыша, он переступает черту и нажимает гашетку, целясь в своего же... страшен гнев коллективного сознания на существование индивидуальной личности, в этом таком вроде бы понятном мире всеобщей идеологии, а то, что пытается сказать Миябе непонятно, страшно, сложно... хотя его слова самые простые... выжить, чтобы вернуться... атака тогда хороша, когда есть возможность в ней победить, но когда в этом нет смысла... для чего нужна бесполезная гибель, ради Империи? или ради струсивших и делающих ошибки за ошибкой министров, управленцев страны, готовых принести в жертву весь молодой потенциал страны, чтобы доказать миру, что они не проиграли? решения изначально с неверным уравнением, и ты с ужасом видишь, как бесполезно гибнет молодежь, свято верящая в свой долг и он бы имел смысл, если бы это помогло выиграть хотя бы бой, но раз за разом это проигрышный бой и гибель под сплошным огнем американской артиллерии не долетающих до эсминцев самолетов камикадзе заставляет в ужасе закрывать глаза... зачем? для чего... что можно решить, отправив на бесполезную смерть молодежь? только возможность тупо сказать, что мы бились до конца? биться до конца - это вести бой, а погибать даже не достигнув цели... что важнее - честь гос-ва или будущее гос-ва? Миябе не восторженный идеалист, за что его и осуждают, он не видит номинальную честь в гибели за родину, он приземленный материалист, а это осуждается... в тебе нет высокоморальных идеалов...
В фильме шаг за шагом раскрывается личность человека, его индивидуальность, на фоне второй мировой войны, это не полномасштабный геройский фильм о войне, нет, это рассказ о человеке, о личности, яркой индивидуальности, идущей в разрез с идеологией общества, где личность и индивидуальность воспринимается как нечто ошибочно эгоистичное. Оставшиеся в живых на момент 2004 года неторопливо рассказывают внуку Миябе каким был его дед, и чем дальше продвигается фильм, тем больше мы узнаем о сержанте Миябе - в начале мы слышим от многих, что он самый великий трус имперского флота, внук разочарован, он практически уже сдался и ничего больше не хочет знать о деде, он принимает как должное слова этих разозленных стариков, но... Миябе никогда не был трусом, он самый лучший пилот, слышит он слова одного старика, Кентаро удивлен, как, почему... и с этого момента начинается рассказ о Миябе, рассказывают его несколько человек, которые близко столкнулись с Миябе, но в отличие от большинства, через сомнение, неприятие и злость они начинали понимать, о чем просит их Мияби - выжить любой ценой - каждый из этих стариков благодарен Миябе, за то, что изменив их сознание, он дал возможность задуматься им о жизни и выбрать будущее, взамен бесполезной жертве. Среди этих юнцов, оставшихся в живых и тот, кто нажал на гашетку, в страстном и яростном желании убить ненавистного инструктора и в момент этой ярости, осознал многое из слов Миябе, в дальнейшем Кагеура неуклонно будет уклоняться от добровольной записи в Особый отряд...
Но что же сам Миябе? принимая близко к сердцу каждую гибель, Миябе теряет душевное спокойствие, и когда очередь приходит погибать бессмысленно его ученикам, Миябе оказывается в эмоциональном тупике, дальнейшие его решения продиктованы чувством вины и тяжестью осознания того что происходит... но даже в последний свой день, его взгляд полон решимости жить, а не умереть...
Режиссер с холодностью хирурга препарирует болезненную тему для японцев, он без налета романтизма и геройского флейма рассказывает кадр за кадром о том, как стало возможным применение камикадзе, с точностью и обреченностью хирурга, вскрывающего плоть больного, и видя, что уже ничем помочь нельзя, режиссер кадр за кадром показывает бесполезные боевые попытки выиграть бой, в фильме кроме успешного нападения на Перл-Харбор, где японцы застают врага врасплох, больше не будет показано ни одного боя, где бы японцы успешно отразили натиск или успешно атаковали... раз за разом, командование принимает заведомо ошибочные решения и с фатальной обреченностью японская авиация гибнет, в заведомо не правильной тактике боя... иные решения приняты спонтанно в желании отомстить врагу, но сам мститель же и глотает пули... месть на гос-вом уровне выглядит жалким решением невоздержанного человека, не способного мыслить как военный тактик и то, что в японском военном командовании присутствуют люди, ответственные за такие решения приводит в ужас... режиссер не критикует, он просто констатирует факт... вот эта атака, вот этот бой... заведомо проигрышный и есть люди, которые не ослепленные желанием боевой славы хорошо понимают последствия таких решений, но такой человек воспринимается как назойливый трус и лучше ему влепить кулаком по морде и бить, бить, бить, чтобы просто заткнулся и не смел, говорить такое.
Но только ли в прошлом люди общества были такими? в 20-м веке молодые ухоженные красавцы, за которыми успешное будущее презрительно усмехаются - камикадзе - да это всего лишь суицидальный терроризм... да, японская молодежь воспитана в другой идеологии, где принято не говорить о камикадзе, или презрительно осуждать действия тогдашнего правительства и глупость тех парней, что добровольно вписывали свои имена в этот отряд... но так ли это было на самом деле? фильм показывает и то время, и это, парни из 21го века ровесники парней из 45го года и у каждого есть свой идеал и общество, в котором они живут, и выделяться в нем не принято ни тогда, ни сейчас... внук Миябе, Кентаро, выглядит среди этих модных юнцов в престижном гламурном ресторане в окружении всей этой сытой роскоши как инородное тело... да он и говорит какие то непонятные слова, когда парни его позвали на гоукон, он и одет в футболку и джинсы, когда парни в костюмах... и снова и снова и снова повторяется история, ситуация... личность, индивидуальность в сознании коллективного общества это что то ошибочное, неправильный механизм, который беспокоит общество, людей думающих как все, делающих как все... индивидуализм вызывает раздражение и неприятие, потому что заставляет задуматься... а думать иногда неприятно, больно... и лучше уж размазать человека по стенке, превратить его лицо в мессиво, но только бы не слышать его слова...
Эмоционально-сильная играя актеров, погружение и создание глубоких характеров не делают фильм легким, наоборот, от этого фильм только становится тяжелее... это фильм не о красочных полномасштабных боях, это фильм о людях, и от этого морально тяжеловат. Хотя... начинается так легко и в ярких тонах, внучка всего лишь хочет написать книгу о деде и получить признание, а внук, Кентаро в свои 26 лет в очередной раз не сдал экзамен и большей части только спит до обеда, он готов помочь сестре только в том случае, если она заплатит, и ты настраиваешься на увлекательный рассказ из прошлого, про честь, смелость и достоинство... но первые же слова о сержанте Миябе - он трус... развеивают предвкушение о геройских подвигах как дым, а следом ты сталкиваешься с тем, к чему не был готов, когда решил посмотреть фильм...
@темы:
Япония,
фильмы,
Рецензии и впечатления